rojkov (rojkov) wrote,
rojkov
rojkov

Зиланткон 2016

Ролевой конвент в Казани. 3-6 ноября 2016 года. Около 1000 участников.

Конвент начинается значительно раньше открытия. Честно говоря, после прошлого Зиланта было много уныльства, кое-кто даже отошел от дел. Но в сентябре, когда отступать стало некуда, старая гвардия впряглась в привычную упряжку, и телега Зиланткона поехала. Получилось хорошо. Уже 2 ноября ДК был полон жизни – приехали организаторы. На Зиланте было около 250 различных мероприятий и тёплая ламповая атмосфера.

Участников было меньше, чем в прошлом году. Зато, по словам Белегнара, на сайте регистрации было +300 совсем новых регистраций. Пока не считали, сколько из них доехало. Количество новых лиц было знАчимым.

Видеокамера – это зло. Если записал на видео семинар, то потом его не хочется конспектировать. А мне достоверно известно, что писанину читают значительно интенсивнее, чем смотрят видео. Так, под раздачу попадёт ролевой суд. Я играл на нём мастера-ретрограда и был оправдан. Это шоу мне проще выложить на видео, чем описать текстом.



Dr.Joseph Brown


В Казани построили Иннополис. Это такой университет, который даёт образование в области IT. Там преподают иностранные преподаватели. Один из них добрался до Зиланта и прочитал лекцию «Introduction to Game development and Design». Она есть у меня в видеозаписи, но прочитана на чистом и хорошем английском языке без перевода. Презентация доступна по ссылке.

Больших откровений с точки зрения игроделания в этом докладе не было. Интересна прежде всего статистика рынка. Потребителями игр вовсе не являются дети и подростки. Игроков младше восемнадцати меньше 30 процентов. Зато стремительно, по 20 процентов в год, возрастает количество игроков старше 50. Средний возраст играющих и покупателей игр – около 30 лет. Наблюдается тенденция к взрослению и старению играющего сообщества.


Настольные игры в образовании



Довольно серьезных успехов в привнесении настольных игр в школу достиг Александр Миронов (Ребел).

В отличие от Европы, где традиция настольных игр развивалась медленно и естественно с 70-х годов, в Россию компьютерные и настольные игры пришли одновременно. Компьютерные победили. В европейской семье настольные игры являются распространенной частью досуга. В России не так – только сейчас настольные игры начинают отвоевывать себе место и превращаются в заметного игрока на рынке. Детей надо учить играть, а некому. Кстати, маркетинг в этой сфере тоже ориентируется не на школьников, а на более старшую аудиторию.

В прошлом году Ребелу удалось найти заход в систему образования и установить контакт с методистами. Методисты свой хлеб едят не зря и за настольные игры взялись с интересом. Речь идёт о создании системы клубов настольных игр при школах. Для школьных работников запускаются курсы клубмейкеров, специалист по настольным играм уже может получать зарплату в системе дополнительного школьного образования. А по планам образовательных чиновников дополнительным образованием должны быть охвачены 70% школьников. Настольные игры уже закупаются на государственные деньги.

Сложно решаемая проблема – как доказать, что игра является развивающей. Есть в Москве формальная образовательная программа, опирающая на настольные игры. Она пока ещё не имеет статуса официальной, компетентные органы не поставили на нее большую круглую печать. Это в планах. Но у Ребела уже есть курс подготовки, в рамках которого можно получить сертификат специалиста-игротехника. Возможен выпуск рекомендательных писем для региональных энтузиастов. А дальше – фестивали, чемпионаты и турниры. Для разработчиков новых игр также можно запускать конкурсы как часть программы развития.

В общем, если вы хотите играть в настольные игры в своей школе за зарплату – пишите Ребелу. Он расскажет, что делать.


Дети на РИ


Модератором был Ульдор. Ничего нового на круглом столе я не услышал, поскольку эта тема вечная, требующая постоянного повторения. Очередное поколение мастеров обнаруживает, что у ролевиков появляются дети, и думает, что же с этим делать.

Мастера, у которых нет детей, предлагают запретить игрокам привозить их на полигон. Это нормальное решение, кстати. Игра с возрастным ограничением 18+ решает много проблем. Но увы, слабину в этой позиции дают прежде всего мастера, которые сами обзавелись потомством. Поэтому нам придётся решать эту проблему более сложным путём.

В этой связи очень ценен опыт ХИ 2011, который обобщили мастера детской локации Иллет и Ундин. Мы наступили там на множество граблей, и я не устану благодарить создательниц Хоббитании за то, что они сперва всё это выдержали, а потом написали подробные воспоминания о произошедшем.
Подробные отчеты мастеров Хоббитании с развернутой [само]критикой и разбором полетов здесь :
http://illet.livejournal.com/1214236.html
http://ju-undin.livejournal.com/369391.html

Если говорить вкратце, дети делятся на группы по возрасту. К разным группам должен быть разный подход. Играть в наши ролевые игры способны только те, кто старше лет 8. На этом месте я очень рекомендую прочитать статью Михи Кожаринова про «Лестницу Странников». Это введение в возрастную психологию для чайников, которое должен прочитать каждый организатор детской локации.

Постоянная ошибка, которую мы допускаем – попытка организовать детскую локацию силами только родителей. Мы не первое поколение людей, у которого появились дети. Есть множество профессионалов, которых специально учат и детской психологии, и организации детского досуга в соответствии с возрастом. Ролевики не назначают медиком дежурного мастера, они зовут специалиста с медицинским образованием. Мы уже дозрели, для наших детей, которых много, надо звать педагогов, чтобы они всё организовали. Это для родителей их дети уникальны. Для воспитателей из школ и детских садов многие наши задачки выглядят простыми и смешными. Я сейчас понимаю, что один разговор с опытным педагогом помог бы предотвратить подвиг в Хоббитании 2011.

Еще одну тему хорошо сформулировала Иллет. Это «дружеский шантаж». Шаг 1. Ты же мне друг и позаботишься о моём ребёнке? Шаг 2. Это же ребёнок, ради него надо пойти на подвиг. Не смотря на то, что родители ролевых детей – наши друзья, надо проявлять твёрдость и не брать на себя повышенные обязательства. Для родителей с детьми на игре должны быть установлены твёрдые правила, известные заранее. И не надо прогибаться.


Заметки для истории

Хоббитские. Есть хорошая новость. На Зиланте в гостях была площадка КаминКона – питерского конвента толкиенистики. КаминКон и Вескон приехали к патриарху – Зиланткону и сделали большую секцию толкиенистики. Но самое интересное – настоящие толкиенисты заявили Хоббитские игры 2018 года под Санкт-Петербургом. И давайте им в этом помогать!



Мельница. Неутомимая Хелависа отыграла большой концерт на сцене Зиланткона. Концерт прошел с аншлагом.

Те, кто любит меня, за мной. Как определить королеву красоты или победительницу конкурса костюма на балу? Выстраиваем претендентов на одной линии, а голосующие встают у него за спиной в колонну по одному. Так за три итерции и 10 минут демократично подводим итоги зрительского голосования. Никакое жюри не нужно – прямое народное волеизъявление.




О судьбах Зиланта и РИ-блока


Не подвергается сомнению, что Зилант 2017 будет в начале ноября. И неизбежно, темой его будет революция в России, которой исполняется 100 лет. Так что готовьте костюмы в стиле начала 20 века. Я к теме революций неравнодушен с давних пор, и у меня есть великий план :
• Позвать на Зилант представителей культуры с игры «1905» в тех же ролях
• Пригласить мастеров игр про революцию – «Испания», «На той Гражданской», «1905», плотно поговорить о моделировании общественных процессов и устроить панельную дискуссию.
• Напрашиваются концерты революционных песен
• Очень хочется под эту тему подписать литературные секции, чтобы культура начала 20 века не миновала нас
• И конечно, секция футурологии будет посвящена осмыслению социальных процессов века 20 и созданию нового учения – марксизма 2.0, который описывает общество дня сегодняшнего ещё лет на 150 вперёд. Я как раз буду под впечатлением игры Deus Ex, чтобы построить общество Киберпанка на одном отдельно взятом конвенте.

А вот РИ-блок уже претерпел качественные изменения. В нём практически не было традиционных докладов. Это была серия интерактивов и мастерских. Я вам про них ничего не скажу. Только покажу фрагмент видео с концепцией Казанского Игротехнического Семинара.


Дальше так и будет – говорящие головы уступят место сессиям по разработке и интерактивам.
Над Зилантом нависла серьёзная угроза – ремонт ДК. Это настолько больная тема, что она даже вошла в фольклор на открытии и закрытии. Основных опасностей две – что ремонт ДК затянется и что произойдет смена руководства. В обоих случаях нам придётся искать новое место проведения. Ничего столь же удобного и похожего в Казани просто нет.


Я на Зиланте занимался своей площадкой – футурологией, поэтому про РИ-мастерскую рассказать вам ничего не смогу. Про футурологию напишу отдельно. Надеюсь наверстать это упущение в конце ноября, после «Восточного экспресса».


И духоподъемное в конце.

Песня про Зиланткон




Прощальное слово Фетисова


Tags: Зиланткон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments