rojkov (rojkov) wrote,
rojkov
rojkov

Categories:

Комкон 2014

Ролевой конвент, 13-16 марта, Тверская область, 500+ участников. Тема конвента – «Алиса в стране чудес».


Заметки очевидца

Вот уже второй Комкон я взял на себя труд вести видеозапись семинаров. Теперь не страшно пропустить что-то интересное. Все равно видео будет. А ходить можно туда, куда хочется.
Помогает, что современная видеокамера может записать спокойно 10 часов без перерыва. Поэтому утром я раскидываю камеры по аудиториям, а вечером собираю урожай.
А вот мешают добровольцы и доброхоты, которые подходят к камере и выключают ее в конце семинара. Естественно, включить ее в начале следующего мероприятия никому в голову не приходит. По результатам имеем порядка 80% комконовских видеозаписей, которые будут постепенно выложены в Сеть.
Буду писать только о тех событиях, которые меня зацепили. Считайте, что это анонсы видеоматериалов, которые стоит посмотреть.
Наполнение Комкона было настолько удачным и плотным, что писал я часто в 5 камер одновременно. Ролевой блок в этом году удался. Увы, но Комкон отринул фехтовальную часть и практически полностью поток развлекательный. На Зиланте теперь поют, а на Комконе работают со знаниями. Это дисгармония, но так устроен сегодняшний ролевой мир.



Генераторы знаний

Хочется принять на вооружение тезис, о котором уже много раз говорили : на конвент стоит выносить либо генератор знаний, либо шоу. Семинары уходят в прошлое, их прекрасно заменят тексты в Интернете.

Рефлексия в формате шоу

Игра-перформанс «Внутренний нобель» в исполнении Декора, Вай-цзы и Юргена продемонстрировала новый подход к рефлексии в формате шоу. Поскольку с обсуждениями у нас в ролевой тусовке не слишком ладится, метод стоит брать на вооружение, как в свое время взяли сюжетную мастерскую КИСов. Техническое задание на этот формат было в создании творческой мастерской с системой создания нового знания, прорывов и ересей.

Итак, темная комната, стул, прожектор. Каждый участник готовится рассказать историю из своей жизни – мастерского опыта, которая перевернула его мировоззрение. На это ему дается три минуты. Во время рассказа он называется лауреатом.

Из числа участников игры выбирается жюри из 5 человек, которое называется нобелевским комитетом. Они тщательно записывают все, что сказал лауреат. Затем в течение трех минут они должны озвучить то, что услышали, но в определенном формате. Форматов таких несколько :
• -ассоциации
• - сказкотерапия
• - голоса в голове
Это первая обратная связь на рассказ. Жюри воспроизводит речь подробно, но может придать эмоциональную окраску (юмор) содержанию.

Лауреат из членов жюри после этого выбирает двух человек. Один займет его место на кресле перед прожектором, второй останется в жюри. Остальные члены жюри набираются из зрителей. Тот из двух, кто займет кресло, выбирается голосованием зрителей.

Вторая обратная связь : каждый зритель пишет на бумажке-маркере главную мысль, которую уловил из речи лауреата, и наклеивает ее на доску в графе лауреата. Как говорят лауреаты после прочтения бумажек, мысли их речей выражены часто более четко, чем удалось проговорить.

Итого, на каждую высказанную речь мы получаем два отклика в разных форматах. Т.е. сама речь высказывает мысль ее автора, и ее немедленно интерпретируют другие люди. Имеет смысл попробовать обсудить в этом формате игру, когда попеременно выступают мастер и игрок.

На ролевой аудитории эта технология каталась в третий раз. В первый раз, когда ее придумали, получилось весело. Во второй – очень искренне. На нашей комконовской аудитории – по деловому. Формат не слишком хорош для большой толпы народа.

Мастерская форматов – новые игры

Ил Ребров провел мастер-класс по прогнозированию будущего. Это стОит смотреть в видео. Сначала выписали тенденции : геймификация, потребительский подход и т.д. всего около 20 штук. А затем участники начали комбинировать тенденции и пытаться собрать из них варианты игр будущего.

Мне пришла в голову конгломерация из потребительского подхода и геймификации – возможность сформировать заказ-игры на свою жизнь. Я прихожу в контору и определяю этапы своего жизненного пути – обучение, семья и т.д. Плачу деньги, подписываю договор, а далее мастера игры ведут меня по жизни и отвечают за исполнение этого жизненного плана. Тут возник вопрос – кто за это будет платить? Ответ нашелся быстро. В Америках и Европах молодой человек берет огромный кредит в начале жизни, который затем выплачивает. Аналогично, спонсор может поставить на игрока и получать с него пожизненную ренту 10% его доходов.

Тенденция – формирование цензуры в обществе. Еще одна идея от Тигры – покупная зона политической свободы. Ты покупаешь себе право бесцензурно общаться с себе подобными. Правда, есть риски, что мастера этих игроков могут исподволь втягивать в реальную революцию.

Военкомат может разместить заказ на игроков, желающих военных приключений.

Еще одна игра пришла мне в голову – «Быть королем». Есть три мотиватора – власть, слава и деньги. Ты можешь купить себе этих мотиваторов на короткое время. Для начала – стать королем в Сети, где у тебя появятся восхищенные подданные и слава. По мере роста проекта можно купить территорию в Африке и сделать из нее королевство. Быть королем – платно, но и возможности королевские. Хочешь – объяви войну, хочешь – воплоти свои фантазии. После того, как деньги кончились, ты попадаешь в подданные королевства, которым ты правил.

Декор тоже показал форсайт – метод проектирования игры от конца к началу. Нужно выписывать тренды и акторов – участников игры, принимающих решения. Затем взять желаемые конечные условия и посмотреть, как должны себя вести акторы, чтобы получился нужный результат. Описывать эти методы не интересно, потому что это живой интерактив. Есть описанные методики, их можно брать и изучать.



Психотравма на РИ

Очень спорный семинар Алексея Городничева про психотравму на РИ. Психотравма приводит человека к депрессии. В результате психотравм, полученных на играх, мы теряем людей, которые уходят из сообщества.
Другой результат психотравмы – переход в игротехники. Люди боятся играть, поэтому понижают уровень своей вовлеченности в игры.

Иногда игроки нарываются на психотравму и из года в год ездят в одинаковых ролях, пытаясь пережить и проработать одну и ту же ситуацию.

Ситуация «палач и жертва». Если вы получили заявку на палача, поговорите с этим игроком. Возможно, у него не все в порядке.

Как избежать психотравмы. Мозг – крепкая штука, поэтому надо много факторов собрать вместе. Такие факторы – состояние беспомощности, унижение, обструкция. Надо избегать концентрации таких факторов в одном месте при проектировании игры.

Можно по разному относиться к этому докладу. Я сторонник социал-дарвинизма и к тому же считаю, что у ролевиков очень крепкая психика. Психотравма нам не грозит. Но доклад заставляет немного изменить поведение. Постараюсь поменьше ездить игротехником и кабатчиком. И видимо очень стОит попробовать себя в роли палача.



Футурология

Новое общение

Вот уже второй конвент слышу интересную тему о создании нового формата общения, доказательных споров. На Мастер-Зиланте тему поднимала Мария Нозик, на Комконе – Ксотар. Задача сложная. Если использовать логические методы, то придется создавать библиотеку выверенных и общепризнанных аргументов.

В современных научных и политических дискуссиях есть косяк – поляризация мнений. Спорщики выбирают точку зрения и отстаивают ее, находя все новые аргументы в ее поддержку. Эти споры не приводят к выявлению истины, которая находится где-то посередине.

Мне нравится предложенная футурологами модель. Любое высказывание считается истинным с определенной вероятностью. Пусть для каких-то теорий эта вероятность будет исчезающе мала, мы сочтем эти аргументы не убедительными, но не ложными.

Будущее из прошлого

Традиционный семинар с обсуждением прогнозов на наши дни предназначен для борьбы с самомнением. У футурологии есть масса факторов, которые делают ее прогнозы сомнительными. Прежде всего это идеологизированность. В странах с либерально-демократической формой правления вряд ли победа коммунизма окажется в фокусе футурологической науки.

На современную футурологию большое влияние стали оказывать трансгуманисты. Мы приглашали их на второй Комкон, с тех пор течение сильно выросло и финансово, и идеологически.

Трансгуманисты соглашаются с тем, что в середине 21 века наступит сингулярность. Графики развития нескольких прорывных технологий уйдут бесконечно вверх, наступит сингулярность. Что это означает – пока непонятно. Возможно, всемирную катастрофу. Прорывных технологий – четыре.

Искусственный интеллект. Сингулярность – создание искусственного интеллекта, который начнет генерировать новое знание с огромной скоростью. Катастрофа – возможно, этот интеллект будет враждебен человеку, или два интеллекта устроят войну между собой с применением людей как оружия.

Нанотехнологии – сборка нужных изделий на атомном уровне. Сингулярность – когда нанороботы смогут воспроизводить друг друга. Катастрофа – вырвавшиеся из-под контроля нанороботы изведут всю Землю на свои копии.

Биотехнологии – генетика, работа на уровне клеток и генома. Сингулярность – возможность работы с геномом человека, создание новых существ с заданными свойствами, биологическое бессмертие. Катастрофа – вирусы, биологический апокалипсис.

Когнитивные технологии – работа с сознанием человека, пересадка в другое тело или переход в электронную форму. Интерфейс человек-компьютер.

Цель трансгуманистов – добиться бессмертия при жизни нынешнего поколения.

Фэнтези как образ далекого будущего

По мотивам воззрений трансгуманистов возникла у меня мысль, что фэнтези не является просто литературой для развлечения. Это прогноз, пророчество на уровне не хуже фантастики 19-20 века.

У человечества сменились приоритеты. Раньше основным драйвером прогресса была война, от фантастов требовались технические идеи и пути их реализации. Сейчас драйвером прогресса является потребительский рынок, услуги и товары. Поэтому фэнтези формирует заказ для бизнеса, не задумываясь о внедрении, поддерживает экономическую конкуренцию.

Как говорил Артур Кларк, развитые технологии не отличимы от магии. Пробежимся по технологиям, описанным в фэнтези.

Избитые примеры из русских сказок – мониторы в формате блюдца с наливным яблочком (насколько точен прогноз в отношении изделий фирмы Apple) и навигаторы в форме клубка ниток.

Что такое файербол? Похоже, что это горная технология для взрывов породы. Чтобы обучиться промышленной магии в условиях распада старой цивилизации, требуются серьезные усилия и изучение утраченных знаний, потерявших практический смысл для остального человечества. Для того, чтобы иметь возможность запускать файербол, необходимо достигнуть прорывов в нескольких технологиях :
• Возможности доставлять энергию для взрыва в указанную точку пространства
• Возможности воспринимать словесные команды оператора (ну или через посредство технологических артефактов типа волшебных палочек). Сомнительно, что для магии будут использоваться люди с вмонтированными интерфейсами к информационным системам. Во первых, эти компоненты не передаются по наследству, то есть магии нельзя будет научиться. Во вторых, распознавание речи уже день сегодняшний.

Кстати, на сегодня Гугл планирует запустить массу беспилотников на солнечных батареях в стратосферу для реализации систем связи.

Традиционно в фэнтези количество магии в мире уменьшается. Видимо, это связано с выходом из строя систем, построенных старой цивилизацией.

Есть разница между магией волшебников (промышленная магия) и клирической магией. В клирицизме мы можем отчетливо распознать систему документооборота и принятия решений либо коллективом (клирик собирает одобрямс от единомышленников), либо начальством (клирик творит магию именем бога). Переход с уровня на уровень магов и клироков это просто предоставление более широких прав достуа.

Становится понятным феномен королевской крови. Доступ к ресурсам предоставляется носителям определенного гена – ему самому и его потомкам.

Пройдена сингулярнность в биотехнологиях. Многочисленные магические существа в фэнтези-реальности могут существовать в единоличных экземплярах, а могут прорываться из соседих планов целыми армиями.
Расы в фэнтези тоже не являются случайными.Эльфы несомненно потомки трансгуманистов – бессмертные, обладающие здоровьем и ценящие жизнь. Русалки и сирены – следы экспериментов по освоению водных просторов и шельфа – решение проблемы перенаселения ушедшей цивилизации. Орки – потомки военных, хорошо умеют подчиняться, не боятся смерти, быстро размножаются.

Скатывание цивилизации в феодализм произошло в результате падения численности населения после для фэнтези-литературы конфликта между сторонами Света и Тьмы. Свет – консевативная сила, ориентированная на этику. Тьма – прогрессисты, выступающие за внедрение новых технологий. Кстати, этот конфликт можно проследить еще в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Кажется, что фэнтези еще не реализована в железе. Но уровень магии из фэнтези-произведений уже может быть достигнут на протяжении жизни одного-двух поколений. Так что падение в Новое Средневековье не за горами.



Комкон 2.0

В режиме мозгоштурма накидывали идеи новых форматов для Комкона.
• Научная лаборатория. Почему бы нам не провести исследования прямо на участниках конвента? Пригласим психологов, социологов. Лозунг – Диссертация на Комконе.
• Аутсорс блоков правил. Мастера игр могут поручить в рамках своих презентаций разработку блоков сюжета и правил своим игрокам. Мы владеем интерактивными форматами, надо поставить их на службу ролевому человечеству.
• Школа форматов. «Владеем интерактивными форматами» слишком сильное утверждение. Вообще-то им учиться надо.
• Дополнительные культурные коды и вводное мероприятие для них. У нас есть блокноты с цветными листами. Красный – не согласен, зеленый- поддерживаю автора, синий – хватит, слишком уныло. Есть сигналы для дискуссий. Если ты поднял один палец, то хочешь вбросить новую тему. Если два – вмешаться в дискуссию и высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Сейчас блокноты почти не работают, все забыли как ими пользоваться. Навык надо восстановить.
• Запрет слова «Семинар» вместо этого надо ввести рабочие форматы типа панельной дискуссии



Заключение

Отчет получился суховатым, но зато быстро.
Должен отметить – ролевой блок был удачным, с хорошим наполнением. Автор блока – Сарё. Спасибо ей.


Subscribe

  • Брандмейстер Битти

    Игра "Марсианские хроники". Санкт-Петербург, 30 игроков и 10 мастеров. Главный мастер Даниил Коган. Мастера Татьяна Коган, Terry Tegilken, Марина…

  • Каминкон 2021

    Каминкон 2021 - конвент толкинистов и ролевиков в Санкт-Петербурге 2-3 октября 2021 года. 240 участников Притащил в коллекцию немного нового видео с…

  • Мне нравятся результаты выборов - злее будем

    Последний пост прапалитику в этом сезоне. Мне нравится результат. 1. Умное голосование работает. Даже на таких блёклых кандидатах, которые дошли до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Брандмейстер Битти

    Игра "Марсианские хроники". Санкт-Петербург, 30 игроков и 10 мастеров. Главный мастер Даниил Коган. Мастера Татьяна Коган, Terry Tegilken, Марина…

  • Каминкон 2021

    Каминкон 2021 - конвент толкинистов и ролевиков в Санкт-Петербурге 2-3 октября 2021 года. 240 участников Притащил в коллекцию немного нового видео с…

  • Мне нравятся результаты выборов - злее будем

    Последний пост прапалитику в этом сезоне. Мне нравится результат. 1. Умное голосование работает. Даже на таких блёклых кандидатах, которые дошли до…