rojkov (rojkov) wrote,
rojkov
rojkov

Categories:

Сибкон 2016

Cибирский ролевой конвент. 11-14 февраля 2016 года. Новосибирск. Около 200 участников

Ну вот и добрался я до Сибкона. Не было бы счастья, да несчастье помогло. По техническим причинам Сибкон в этом году случился на неделю позже Волка. Так что состоялся большой культурный обмен : оргкомитет Сибкона приехал на ВолК, а я – в Сибирь.

Сибирские впечатления



Давайте сразу расскажу об отличиях, которые подметил свежим субъективным взглядом.

Отличие первое и самое большое. Мода унисекс не докатилась до Сибири. Девушки здесь женственны, а мужчины мужественны. Не могу назвать конвент сексуально раскрепощенным, нет, он просто более чувственный, чем в Европе. Девушки здесь помнят, для чего изначально придуманы миниюбки : для того, чтобы очаровывать мужиков. И поцелуи здесь бывают не только дружеские. В целом я вспомнил, что мир разделен на мужчин и женщин, а в Сибири разница в мужском и женском поведении выглядит естественно и органично. Умозрительно кажется (цифры не проверял), что много девушек замужем, у многих дети оставлены на попечение бабушек. И это хорошо. Верните гендерные различия в Европу!

UPD! Я вспомнил правильное слово! Это называется флирт!!!

Много полиграфии с рекламой игр. Причем каждая игра готовит несколько видов плакатов. Это хорошо работает на привлечение внимания к игре : видишь новую картину, а там бац – и игра, про которую ты читал в другом холле.


Есть большой баннер с перечислением всех игр сезона.


То, что надо обязательно тырить и брать на вооружение : каждый вечер идут шоу, на которые приходят все. Это очень мощное объединяющее начало. Например, в четверг открытие.

В пятницу гвоздём вечера является Большой Мечевой Турнир. Это полуфиналы и финал. Поэтому много времени он не занимает, и смотреть его совсем не скучно. Тем более турнир украшен девушками чир-лидерами в радиальных мини-юбках.

Победитель турнира наслаждается женским вниманием на сцене после финального боя.

В регионе два основных соперника : Новосибирск и Красноярск. Они реально соревнуются во всех номинациях – и в играх, и на турнирах, и в борьбе за ролевго Оскара. У нас Москва и Питер как-то слились в экстазе в единую конгломерацию – столичный ролевой союз. Соревнования между городами нет.
Опять же в пятницу вечером проходит показ видеороликов на конкурсе «Энтова ветвь». Жюри принимают решение прямо в зале. Мы в Европах перенесли видеоконкурс в онлайн, а возможно зря. Сибиряки из просмотра роликов опять сделали объединяющее событие.

Вечером в субботу проходит шоу блиц-презентаций игр сезона. Их в этом сезоне больше двадцати, что вдвое превышает показатель прошлого и позапрошлого годов. Презентации проходят в виде аукциона, на котором мастерская группа рассказывает про игру (показывает видеоролик при наличии), а затем награждает зрителя, задавшего лучший вопрос, игровыми призами. Можно нарваться. За самый едкий вопрос одной девушке вручили сертификаты на чуму, холеру и сифилис.
Главное шоу Сибкона - ролевой Оскар. Шоу совмещено с каскадом образов - набором маленьких сценок, где участники демонстрируют костюмы и выражают мысль. Сценки оценивает жюри. наш Иван Корсарыч занял там второе место. На неделе выложу видео, посмотрите.

Судейство в ролевом Оскаре субъективно и анонимно. Говорят, что судей больше пятидесяти. Номинации - на лучшего игрока, лучший костюм, лучшего персонажа, антураж и лучшую игру. Номинации для мальчиков и девочек отдельные, что хорошо.

Завершает субботний вечер выступление танцевальной группы «Чикаго», которой в этом году исполнилось 10 лет. Шоу выносит крышу нафиг. я такого не видел давно. Видео не передаст этой энергетики, но вы посмотрите, чтобы вас грызла чёрная зависть.

Обзор шоу-программы я на этом завершаю. На танцы я не ходил, ролевую шляпу прошляпил, а конкурс чтецов "Открой рот, ролевик" пропустил по уважительной причине.

Ночной бедлам посетил с наслаждением. Были холлы, в которых пели до дрожи в стеклах. Пели хором советские песни. по углам обсуждали актуальные проблемы жизни и судьбы ролевого сообщества. А толкинисты закрылись в тихом корпусе и тайком от всех пели песни Алой книги, Филигона и Канцлера Ги. Заставил себя идти спать в семь утра, чтобы были силы написать этот отчет.


Позови меня с собой

Этот раздел про игры, на которые я обратил внимание.


«Позови меня с собой» - хороший интерактивный формат, который орги Сибкона подглядели на ВолКе, а я посмотрел в Сибири. Игроки обмениваются мнениями, на какую игру поехать в предстоящем сезоне. Все игры я перечислять не буду, перечислю те, которые с изюминкой были представлены.
• «На пороге неба» в Нижнем Новгороде. Никто не понимает, про что игра. Но пронеслись по земле российской слухи про мастерскую группу Равника. Ждите, будет вам десант из Сибири.
• Махабхарата - проект Лоры Бочаровой на Урале. хороший повод встретится с друзьями на границе Европы и Азии. Тоже никто толком не понимает, про что игра. Но поскольку Лора им всерьёз увлечена, её традиционная аудитория пакует чемоданы на Михайловский завод.
• Атлантида - проект назвали арт-хаузом. Не рассказали за что, но уже повод ролевым эстетам заинтересоваться.
• Улицы Киото - повтор игры, которая уже с успехом прошла. в московском регионе и взяла Золотой куб. Хелка Ровенион запускает игру в Красноярске, силами клуба Ели Каревой. Я играл на первом прогоне и особенно рекомендую первоисточник и мюзикл «Волки Мибу» для эмоциональной накачки.
• Я произнес речь о том, что в этом году возобновляется традиция «Хоббитских игр». В 1990 году аукнулось под Красноярском. в этом году откликнулось в Ставрополе. Надо вспоминать, как мы в 90-х ездили из конца в конец и объединяли страну общим делом. Подрывайтесь, собирайте команду и поехали со мной.
• И еще одну игру не могу не отметить. Это «Tabula rasa». Действие происходит в маленькой частной психиатрической клинике в Судетской области Чехословакии в 1939 году. Я два раза за конвент чуть не обос°ался испугался. Первый раз - когда смотрел ролик к игре, второй - во время презентации на Каскаде образов. Это достойный ответ Сибири на вызов Равники, но в жанре психоделических ужасов. Жаль, что игра совпадает с Зилантконом, на котором я работаю. Очень советую обратить внимание на эту игру, это новый опыт.
В общем, зову вас посмотреть в ролевой календарь и рвануть на игру в далекие дали, вспомнить молодость.


Лондон 1887

Игра про Англию 1887 года породила семинар о поведении настоящих англичан.

Доклад-интерактив был посвящен вопросу о правилах общения в викторианской Англии.
Примеры таких правил :
• разговор о погоде. англичане заводят его когда надо завязать разговор, поменять тему, или если разговор зашел в тупик. Они настолько наторели в искусстве говорить о погоде, что могут делать это часами. Кстати, долгая стабильность в погоде - причина для беспокойства.
• Не принято в английском разговоре говорить что-то в абсолюте, категорично. Несогласие означает, что с вами не хотят общаться. Это правило уверенности.
• В английском разговоре не принято называть имен и напрямую спрашивать о профессии. Род занятий надо угадать путем непрямых вопросов
• Большую часть английского разговора составляют сплетни. Есть правило удаленности : чем ближе к вам находится обсуждаемая персона, тем с более узким кругом людей Вы обсуждаете ее поведение. Зато о персонах публичных могут сплетничать все со всеми.
• Ритуальные разговоры у женщин и мужчин разные. Женщина обычно высказывает подруге комплимент и находит у себя недостаток. В ответ подруга успокаивает ее тем, что недостаток не так ул страшен, зато т есть достоинство, и отвешивает ответный комплимент. Мужчины же друг перед другом хвастаются и показывают свое превосходство например в обладании той или иной вещью.
• Английское прощание на самом деле тягомотная процедура. Гость показывает, что рад быв остаться, но дела. Хозяева - что рады его видеть, и он им совсем не надоел. Поэтому чтобы избежать этой долгой муки, гость ловит дворецкого и просит извиниться перед хозяевами что вынужден был срочно уйти по делам.
• Английские бандиты люди чести. Они всегда соблюдают свое обещание. Если обещали не трогать - не тонут, если обещали убить – обязательно убьют.
Источники, в которых можно почерпнуть массу знания об Англии отыгрываемого периода : антропологическое исследование «Наблюдая за англичанами» и «Лондонские дно».


Мусорный амбар

Еще одно отличие сибирского и европейского менталитета проявилось на лекции Киры про уборку полигона.

Сжигать мусор нехорошо, от этого образуются токсины, отравляющие водоемы.
Что делать с поросятами, которые не убирают за собой локации? Наши коллеги в Сибири предлагают мусор вывозить с полигона силами игроков, а непослушных воспитывать. вплоть до доставки мусора с полигона к дверям виновника.

Мне ближе европейский подход, как более клиенто-ориентированный. Выдать мусорные мешки на команду, а на мастерятне поставить контейнер от гражданских коммунальных служб. Разница между европейским и сибирским подходами, как мне кажется, сложилась из-за плотности населения. Сибиряки могут себе позволить полигоны, на которых никто кроме них не бывает. Поэтому и убираешься там как в собственной квартире. В Европе таких незасиженных мест просто нет, мы делим полигон с разным турьем и цивилами, мусор не только мы производим.

Улыбку у участников семинара вызвал мой рассказ про экологические игры «Поиск сокровищ». напомню про питерский проект уборки полигона. Для сбора мусора игроки разбиваются на команды. За каждый мешок можно получить дублон. Команды могут воровать полные мешки или грабить конкурентов. Соревнование творит настоящие чудеса мотивации.


Про забористую теорию

Были хорошие забористые семинары про модели и классификации игроков.


Даниил Коган по скайпу из Якутии рассуждал про движки игры. И тут он внес замечательный термин, про который я хочу рассказать.

Движки бывают сюжетные и модельные, про которые мы хорошо знаем. Можно ввести понятие институционального движка. Он в чем-то похож на модельный – обеспечивает фоновую деятельность. Персонаж ходит на работу и выполняет свои обязанности. Но это не моделька в правилах, а описанная в реалиях игры деятельность. Пример : суд. Можно прописать процессуальный кодес - правила ведения процесса, которым должен следовать судья и присяжные. Тогда взаимодействие участников процесса будет регламентировано, будет занимать понятное время и может быть изменено в процессе игры.Например, вместо суда присяжных ввести военно-полевые суды.

Отличие институционального движка от модельного в том, что модельный опирается на правила и мастерскую модель, что не позволяет его изменить по игре.
Мы применяли институциональный движок на 1905, только не знали, что его можно так красиво назвать. У революционных групп были заготовки для законов, которые будут действовать после революции. Радикалы имели в загашнике конституцию 1918 года. Победили либералы, которые внесли в свод законов законосовещательную думу, как это и было в нашей реальности. Вполне себе институциональные изменения.

Чтобы запустить институциональный движок, надо прописать эти самые институты и должностные обязанности тех, кто будет в это играть.


Финогенов из Красноярска зачитал доклад про функционального игрока, и как с ним бороться.

Согласно представлениям сибирских ролевиков, в Европах (у нас в Москве) игроков классифицируют по мотивации :
• Геймер - игра на выигрыш
• историк - испытывает кайф от историй с интересными сюжетами
• реконструктор - строит образ пространства и сравнивает с тем, что получилось на игре
В Сибири классификация иная.
• Дивный стремится слить игру и жизнь
• Пассажир - приехал для отдыха и не интересуется игрой. Это олдовцы, кому надоели игры, а хочется общаться. Есть среди пассажиров и такие, может быть, начинающие, которые пока не нашли своего амплуа
• Театрал - погружается в образ
• Харизматик - любит процесс с множеством игроков вокруг себя.
• Функциональный игрок - поехал играть в шахматы на выигрыш.
Темой доклада был функциональный игрок. По «московской» классификации это игрок на стыке геймера и историка.

Функциональный игрок ориентирован на выигрыш. К игре он относится как потребитель, основная мотивация – выигрыш, победа. Всё остальное вокруг – декорации, которые его не очень интересуют. Он вполне может вломиться на приём к своему королю, наплевав на этикет, и немедленно потребовать подписания договора, без которого выигрыша не будет. С этим придётся смириться, или применить игровые методы воздействия.

Функциональный игрок минимизирует свои усилия по подготовке к игре, но зато читает правила и умело ими пользуется.

Чтобы функциональный игрок был доволен игрой, ему необходимы критерии победы и достойные оппоненты. Иначе неинтересно играть. На ОБВМ ему пофиг.

И дальше был длинный доклад про то, как обращаться с функционалом, чтобы поставить его активность на службу человечеству. Доклад есть в электронном виде, поэтому я его пересказывать не буду, а лучше опубликую в одном из следующих постов.

У нас возник спор о том, кого считать функциональным игроком. Я считаю, что большинство игроков – функционалы. Они формулируют себе цели в рамках моделей. Просто далеко не все претендуют на победу, очевидный выигрыш. Большинство игроков существенно скромнее.

В конце доклада обсуждалась комбинаторика. Как уживаются игроки разных типов. Например, харизматик использует функционала для аналитики и постановки цели, а в ответ снабжает его человеческими ресурсами.

Подход мне кажется очень богатым, поскольку можно написать аналогичные трактаты про другие типы игроков, их основное оружие, оборону, и как это взаимно преодолевать. У тех же харизматиков есть инструменты по подавлению функционалов – например, обесценивание их победы.


Долой ноты уныния

Круглый стол Киры о том, почему на игры становится ездить лень, и как преодолеть выгорание.


Мы это обсуждаем довольно регулярно. Одна из причин – к играм надо долго и дорого готовиться. Ушла эпоха, когда можно было автостопом уехать в соседний регион с сотней рублей в кармане и поиграть там без подготовки. Я надеюсь, что эта эпоха вернётся. Не факт, что вернём её мы. Скорее всего это будет новое поколение, у которого ещё нет денег, но много энергии.


А дальше провели немало времени в дискуссиях о судьбах Сибкона.

Был заявлен семинар «Как улучишить Сибкон». Ветеранам конвента не дают покоя воспоминания о звёздном часе, когда Сибкон был почти тысячником, семинарская программа шла в много потоков, а шоу было бодрее.

Хотелось бы предостеречь от таких мероприятий в будущем. У Зиланткона есть такой опыт : каждый год после закрытия конвента собирают работников и руководителей в аудитории. «Дорогие друзья, мы сделали отличный конвент, а теперь расскажите, что вам не понравилось». Через 2 часа все выходят злые и обиженные друг на друга. Всё забываю сказать Боре Фетисову, чтобы он немедленно прекратил эту практику.

Честно говоря, зажрались вы, дорогие сибиряки. Конвент получился очень добротный, даже не смотря на пустоту РИ-блока. Но то, что в РИ-блоке было, оказалось хорошего уровня. А шоу просто отличное.

Я много езжу по конвентам, и у меня есть несколько критериев, по которым можно судить об их будущем и настоящем.
1. Игры в регионе. Конвент – вторичное мероприятие, которое питается от нашей основной деятельности – проведённых и надвигающихся игр. С этой точки зрения у Сибкона всё Ок. Как говорит передовая теория, в связи с крахом экономики и туриндустрии российский народ вернётся в игры. Так и получилось. Количество презентаций игр – больше 20, что вдвое превышает предыдущий год. Значит, есть точка роста, у Сибкона богатая плантация.
2. Актуальные для ролевиков мероприятия. Пример : если мы пригласили на конвент группу фолк-музыки, то это не актуальное мероприятие, поскольку оно не имеет отношения к ролевым играм. Опять же пример многострадального Зиланта : главные шоу – бал (исторические танцоры) и Турнир на Песнях (менестрельские разборки). У Сибкона за 24 года существования ролевой вектор не пропал. Главные шоу как были, так и остались ролевыми – презентации, каскад образов и большой мечевой турнир. Если бы у Сибкона основным гвоздём программы было выступление Чикаго, надо было бы тревожиться. С этой точки зрения у Сибкона всё в порядке.

Поскольку меня многие спрашивали, а как всё-таки улучшить Сибкон, отвечу так : «Работает? Отойдите и ничего не трогайте.» Будут у нас игры в будущем сезоне – будет и Сибкон. Надо делать Сибкон по старым лекалам с разумной ротацией кадров.
Я озвучил на сборе в качестве версии идею блуждающего конвента. В Сибири есть несколько городов, которые активно участвуют в Сибконе. Его можно перевозить из города в город по графику. Так, например, делают скандинавы, перевозя Кнутпункт по четырем странам : Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии. Команда организаторов сильно меняется, но и состав участников тоже. Все, кто не готов путешествовать далеко, раз в четыре года попадают на домашний конвент. В России есть тоже пример, когда Красная стрела из столичного региона метнулась на Урал. Получился настоящий ренессанс мастерского конвента.


Но ещё раз, пока мы делаем игры, у нас всё будет хорошо. Цели наши ясны, задачи определены. За работу, товарищи.
Subscribe

  • Правила нарушения правил

    Комкон 2016. Ведущая: Хэйтэлл Мы нарушаем правила не хаотично. По какой-то логике мы знаем, как пойти на красный свет, как нарушить вежливость, но…

  • Ролевые находки сезона

    Комкон-2016 Ролевые находки сезона Ведушая: Воробейка Видео Расшифровка от Керигаля Ролевые находки сезона Суть: по играм за прошедший год…

  • Психоэмоциональное состояние игрока

    Ведущая: Воробейка. Комкон 2016 Анонс Ролевая игра – это, помимо прочего, огромная психическая нагрузка на игрока: меняется привычный режим сна и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Правила нарушения правил

    Комкон 2016. Ведущая: Хэйтэлл Мы нарушаем правила не хаотично. По какой-то логике мы знаем, как пойти на красный свет, как нарушить вежливость, но…

  • Ролевые находки сезона

    Комкон-2016 Ролевые находки сезона Ведушая: Воробейка Видео Расшифровка от Керигаля Ролевые находки сезона Суть: по играм за прошедший год…

  • Психоэмоциональное состояние игрока

    Ведущая: Воробейка. Комкон 2016 Анонс Ролевая игра – это, помимо прочего, огромная психическая нагрузка на игрока: меняется привычный режим сна и…