rojkov (rojkov) wrote,
rojkov
rojkov

В среде академической общественности

Нелёгкая судьба ролевого корреспондента занесла меня в Минск на конференцию "Консолидация современного общества. Реалии и перспективы."



Удивительное ощущение : все говорят по русски, но ты иностранец. Не потому, что тебе плохо. А потому, что ты окружён заботой как гость, люди поют другие песни, и проблемы у них немножко другие. В 6 утра меня на вокзале встретил председатель оргкомитета и отвёл в гостиницу. А потом я узнал, что он всех так встретил.

У нас был концерт детского коллектива Сябрынка, и там пели патриотические песни. Простенькие, наивные. Рифмы беларусь моя синеглазая и беларусь я сюда вернусь. Но это та часть социальных технологий, которую у нас в России пытаются применять ролевыми урбанисты. Говорят, что два из трех малых городов в России исчезнут, их высосут более крупные агломерации. Просто непонятно, кто из них выживет. Города, в которых люди передвигаются от дома до работы и обратно, не живут. Это территории, к которым люди не привязаны эмоционально. Поэтому работа урбаниста – вытащить из жителей или создать с нуля городскую мифологию – якорь, который цепляет и заставляет считать своим домом весь город, а не только квартиру в панельке. Такие простенькие патриотические песенки, которые поют белорусские дети, тоже якорь.

Как я писал раньше, это конференция благотворителей. У них была основная секция про то, как помогать детям с ограниченными возможностями, как адаптировать ребёнка в семье во время оздоравливающего визита в тёплые страны, как работать с детскими домами, как преодолевать межкультурные барьеры. Я в следующий раз обязательно возьму с собой Ольгу Лазареву и кого-нибудь из Полдня. Им будет о чем поговорить.

А у нас была секция про Ролевые игры и их практическое применение. К сожалению, не все докладчик и доехали. Так что многих мы смотрели на экране по скайпу. Это не круто, хочется все-таки живых людей ощущать.

Томас Харвиайнен, известный финский ролевой учёный, приехал с приключениями. В самолёт Аэрофлота лететь через Москву его не пустили. Во первых, у него не было российской транзитный визы, а вылет был из другого терминала. Во вторых, аэрофлот святее Батьки. Белоруссия пускает тех, кто прилетел самолётом, без визы на 5 дней. Так что у нас есть прекрасная нейтральная земля для международных конференций. И в кабаках тут недорого. А долететь туда и обратно можно тыщ за пять.


Затянул я вступление, перейдём к содержанию. Неким открытием для меня стала академическая общественность, с которой мы практически не общаемся – ещё одно ролевое сообщество. Из России (МГУ) были профессор Кавтарадзе Д. Н. И Елена Лихачева. Они применяют интерактивные методы в образовании – стимуляторы и игры.


Началась конференция с доклада о преподавателе экономического факультета МГУ Крюкова Михаила Михайловича, который скончался в этом году. Он славен тем, что ещё в 1988 году написал труд об отражении экономической деятельности в деловых играх. Диссертация его тоже была посвящена имитационному моделированию. До своих учеников он доносил мысль о том, что игра меняет действительность – является порождающей моделью, если по умному говорить. Был он также соавтором коллективного научного труда simulation models And Gates XVII-XXI centuries. А через основной его инструмент – игру Стратагема – прошло больше 1000 человек. В общем, наш человек был.



Элизабет Лин из Австралии запустила большую телегу о том, чем игры в образовании отличаются от обычных развлекательных. Очень круто сыграть Ленина в обычной игре, где можно выиграть. А в учебной все сложнее – там надо аудиторию зажечь идеями коммунизма. Образовательные игры делать сложно – надо вписываться в жёсткие форматы учебного плана, понимать образовательный эффект от своей работы. И ценная мысль – в рамках образовательной игры у игроков тоже нет полной свободы – они ограничены социальными нормами.

Сразу после Австралии мы позвонили в Бразилию. Ролевой психолог Вагнер Луис Шмит обсудил с нами актуальные вопросы слияния личности игрока и персонажа. До академической общественности доводилось простая мысль – нельзя познать игру, не играя в неё. Методы наблюдения плохо работают. Приятно, что было много отсылки к Выготскому, и слово погружение было без перевода.

А вслед за ним Рафаэль Бениа вёл репортаж прямо из автомобиля про применение игр как социальных технологий х0з в Германии. Но было так ужасно слышно, что я ничего не понял.


Закончился первый день оптимистично отчетным докладом Квестории в Минске. У них неплохо получается. Академическая общественность захотела духовности и вопрошала, а где же за бизнесом притаились мораль и искусство. Но как говаривал ещё солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин, не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать.


Утро второго дня началось с Доктора Клоуна. Марина задвороная и Юлия райская рассказали о новой профессии – больничных клоунах. Девиз её – пусть дети запомнят клоуна, а не больницу. Это профессия – работать там нужно регулярно. Этому учат – есть школа больничных клоунов. Зародилась профессия в Америке, а у нас её поддерживает театр студия Олега Табакова. Начали они 10 лет назад с празднования дня рождения ребёнка в больнице, да так и остались. Работают ребята в ОДКБ.

Хотя есть прописанные сценарии, в этой работе всегда индивидуальный подход. Перед выходом в отделение клоун изучает пациентов – что им можно, а что нельзя – можно ли двигаться активно, можно ли сильно смеяться. Иногда с ребёнком надо вместе поплакать и послушать его историю.

Дети любят рассказывать и показывать свою больницу новому человеку. От этого они становятся серьёзнее. Рассказав другому человеку, зачем это нужно, сами осознают необходимость процедур и уже легче идут на контакт с врачом. Есть дети в бокса, к которым нельзя заходить. Перед ними клоуны разыгрываю представление, а маленькие пациенты становятся режиссерами.



Выступили и наши коллеги с Украины. После событий 2014-2017 годов ролевое сообщество возрождается. Наполняется национальный календарь на сайте http://rpg.in.ua.

Сергей Хилевич рассказал о вечной проблеме – как оценить игру, не побывав на ней. И даже впечатления одного игрока не могут дать нам представления о всей игре целиком. Он рассказал о желаемом документировании игр и инструменте, который позволяет фиксировать события игры с привязкой к координатам и линейке времени. Туда же можно класть фотографии и получить четырехмерную фиксации игры. Мне живо представилось кино будущего, когда зритель бродит по пространству событий, зафиксированных множеством камер.

Андрий Мирошниченко рассказал об опыте проектирования будущего, украинской космонавтике и переходе от конкурентной экономики в мире к кооперативной. Но здесь рано говорить об успехах, это пока битие башкой об стену.

О спорте. Один из отцов основателей РИ в Беларусь, создатель Ордена Северного Храма Максим Артишевский и Алина Сидоревич поделились опытом и историями вовлечение людей в здоровый образ жизни через игру. Увлечение играми и реконструкцией делает из людей чемпионов. Да и просто даёт мотивацию заниматься физ подготовкой. Как специалист, он рекомендует Ушу для саморазвития. И советует приносить игру и философию в тренировки. Орден храма распался, когда в нем остался только спорт без душевного наполнения. Тут даже завязалась Дискуссия о религии и воинской искусстве. Максим сказал, что философия воина не религиозная, она универсальна.



Чемпионами по паблисити все-таки являются американцы. Сюзанна Джул и Арон Ванек отожгли про применение игр на учениях по гражданской обороне. Вроде ничего особенного не сказали, но презентация завывала замогильными голосами жертв урагана, плакала слезами лишённых крова и торжествующе ревела сигналами машин коммунальных служб. Смысл этой презентации вы и без меня расскажете : к дизастеру надо готовиться и репетировать, но в случае жопы все равно все пойдёт не так.



И наконец, Маргарита Шевцова и Дмитрий Раков рассказали про то, как делать бал в ролевой игре. Оргуху пересказывать не буду, у нас балы делать умеют и любят. Но пару мыслей сюжетной плана приведу. Бал в игре – праздник. Поэтому надо подумать, что празднуем, в честь кого. Для сюжета бал полезен, поскольку позволяет приткнуться новичкам и перезапустить сюжет тем, чья линия кончились или повисла.

Бал это прежде всего этикет. Его хорошо бы прописать, а то очень часто меняется. Надо понимать общественное положение участников бала – кого приглашать в групповом танец и тем возвысить или наоборот.

Балы, кстати, использовались для поиска пары. Но мы же сильные ролевики. Давайте для начала посчитаем, сколько полов в нашем мире, и подготовим танцы на кратное этому числу количество участников.


Увы, на третий день планировалось создание очередной ролевой академии, а я не смог остаться. Результат, правда, предсказуем, но процесс здесь важнее результата.

Будучи представителем России, я там изрядно но задорно набрехал про нашу крутость. Даже пересказывать не буду, компетентные органы посмотрят.

В целом, это не все доклады, но остальное я выложу на видео в канал http://youtube.com/videorpg. Видео немножко унылое, анонсировать не буду специально.
Tags: Минск 2017
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments